Система урегулирования споров по морскому праву


Система урегулирования споров по морскому праву
– предусматривается Конвенцией ООН по морскому праву (ст. 279-299, ч. XV; ст. 186-196, разд. 5 ч. XI и приложения V, VI, VII, VIII). Является частью общей системы регулирования споров, созданной на основе Устава ООН. Ее основой служит обязанность государств разрешать любые споры, касающиеся толкования или применения Конвенции, в соответствии с п. 3 ст. 2 Устава ООН, т.е. «мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость». Система, предусмотренная Конвенцией, исходит из права государств в любое время договориться между собой о применении любых мирных средств по их выбору. Если государствам не удается урегулировать спор средствами по своему выбору и если между ними нет обязательств по общим, региональным и двусторонним соглашениям о передаче таких споров на урегулирование по процедуре, влекущей вынесение решения, обязательного для сторон, то применяются процедуры, предусмотренные Конвенцией. При этом любая сторона может предложить передать спор на урегулирование в порядке согласительной процедуры по выбору сторон или в соответствии с процедурой, предусмотренной разд. 1 Приложения V к Конвенции. Если предложение о согласительной процедуре не принимается или стороны не достигают договоренности о подлежащей применению процедуре, то спор по требованию одной из сторон передается на процедуры, влекущие принятие обязательных для сторон решений. Конвенция предоставляет сторонам возможность выбора одного или более обязательных процедур и следующих средств урегулирования споров: Международный трибунал по морскому праву, утверждаемый в соответствии с Приложением VI; Международный Суд ООН; арбитраж, образуемый в соответствии с Приложением VII; специальный арбитраж, образуемый в соответствии с Приложением VIII для указанных в нем категорий споров. Если государство не сделало соответствующего письменного заявления при подписании, ратификации, присоединении к Конвенции или в любое время после этого, то считается, что оно согласилось на арбитраж в соответствии с Приложением VII. Если стороны приняли одну и ту же процедуру, спор может быть передан на урегулирование только в порядке такой процедуры, но если они не приняли одну и ту же процедуру, то спор может быть передан только на арбитраж, предусмотренный Приложением VII. Последний образуется из списка арбитров, который составляет и ведет Генеральный секретарь ООН, причем каждое государство имеет право внести в список 4-х арбитров. Если стороны не договариваются об ином, арбитраж состоит из 5 членов: каждая сторона в споре назначает по одному члену, а 3 остальных назначаются по соглашению сторон. Председатель арбитража назначается из числа 3 этих членов. Если стороны не могут договориться об указанных назначениях, они производятся председателем Международного трибунала по морскому праву.

Арбитражное решение производится большинством голосов, причем в случаях их разделения голос председателя является решающим. Решения арбитража окончательные и обжалованию не подлежат, если только стороны в споре заранее не договорились о процедуре обжалования. Специальная арбитражная процедура, предусмотренная в Приложении VIII, установлена для ограниченной категории споров, касающихся: 1) рыболовства; 2) защиты и сохранения морской среды; 3) морских научных исследований; 4) судоходства, включая загрязнения с судов и в результате захоронения отходов. При подписании Конвенции ООН по морскому праву 10 декабря 1982 г. СССР, продолжателем которого является Российская Федерация, в качестве основного средства урегулирования споров избрал арбитраж, а разрешения споров, вытекающих из рыболовства, защиты и сохранения морской среды, морских научных исследований и судоходства – специальный арбитраж. Конвенция ООН по морскому праву предусматривает ряд ограничений применения обязательных процедур и исключения из них. Это достигается путем конкретизации споров, попадающих под действие процедур, влекущих за собой решения, обязательные для сторон, а также посредством исключения определенных категорий споров из сферы предусмотренных обязательных процедур. Так, применение обязательных процедур может иметь место, когда утверждается, что:

1) прибрежное государство нарушило Конвенцию в отношении свобод и прав судоходства, полетов или прокладки подводных кабелей и трубопроводов или в отношении других правомерных с точки зрения международного права видов использования моря в исключительной экономической зоне;

2) государство, осуществляя эти свободы и права или виды использования моря, нарушило Конвенцию, законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с Конвенцией или другими нормами международного права;

3) прибрежное государство нарушило применимые международные нормы и стандарты защиты и сохранения морской среды, установленные Конвенцией или компетентной международной организацией, либо конференцией. В Конвенции указываются следующие случаи изъятия из обязательной юрисдикции применительно к морским научным исследованиям, ведущимся в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе: прибрежное государство не обязано соглашаться на обязательные процедуры в отношении спора, вытекающего из осуществления им какого либо права или дискреционного полномочия в соответствии со ст. 246 Конвенции (в отношении морских научных исследований в его исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе) или своего решения о приостановлении либо прекращении исследовательского проекта в соответствии со ст. 253.

Прибрежное государство не обязано соглашаться с передачей на урегулирование по обязательной процедуре спора, касающегося своих суверенных прав в отношении живых ресурсов исключительной экономической зоны или их осуществления, включая дискреционные полномочия по определению допустимого улова и своих промысловых возможностей, выделения остатка другим государствам и установления соответствующего порядка сохранения живых ресурсов и управления ими. Эти исключения были приняты в качестве компромисса одновременно с положениями об обязательной согласительной процедуре в отношении некоторых процедур и категорий споров. Устанавливаются факультативные исключения, признающие право государства по своему усмотрению заявить, что оно не принимает обязательные процедуры в отношении: споров, связанных с толкованием или применением статей Конвенции, касающихся делимитации морских пространств; споров, связанных с историческими заливами или соответствующими правооснованиями; споров, касающихся военной деятельности; споров, касающихся деятельности по обеспечению соблюдения законов в отношении осуществления суверенных прав или юрисдикции прибрежных государств, которые исключаются из компетенции суда или арбитража на основании пп. 2 и 3 ст. 297 Конвенции. Государство может исключить из обязательных процедур и споры, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные на него Уставом ООН, если Совет Безопасности не примет решения снять данный вопрос с повестки дня или не призовет стороны урегулировать его средствами, предусмотренными в Конвенции. (СССР при подписании конвенции сделал письменное заявление о том, что не принимает процедуры, влекущие за собой решение, обязательное для сторон, в отношении споров по делимитации морских границ; споров, касающихся военной деятельности; споров, в отношении которых Совет Безопасности ООН осуществляет функции, возложенные на него Уставом ООН). Указанные ограничения и изъятия из процедур, влекущих принятие обязательных для сторон решений, не означают, что эти категории споров не охватываются необходимыми средствами мирного урегулирования.

Для некоторых категорий споров (в отношении морских научных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, рыболовства в указанной зоне, делимитации морских границ и споров, связанных с историческими заливами и правооснованиями) предусматривается обязательная передача на урегулирование по согласительной процедуре в соответствии с разд. 2 Приложения V Конвенции. Интегральную часть системы мирного урегулирования споров, предусмотренной Конвенцией, составляет группа норм, устанавливающих механизм и процедуры урегулирования споров, возникающих в связи с деятельностью в международном районе морского дна.


Комплексное управление прибрежными зонами: Правовой глоссарий. — Рига: Балтийский Русский институт (ФЦП «Мировой океан» / «ТАСИС-EUROPE AID»). . 2005.

Смотреть что такое "Система урегулирования споров по морскому праву" в других словарях:

  • Лавров, Сергей — Министр иностранных дел РФ Министр иностранных дел России с 2004 года. Занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (с мая 2008 года), Виктора Зубкова (2007 2008 годы) и Михаила Фрадкова (2004 2007 годы). Ранее постоянный представитель РФ при… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Азия — (Asia) Описание Азии, страны, государства Азии, история и народы Азии Информация об азиатских государствах, история и народы Азии, города и география Азии Содержание А́зия — самая большая часть света, образует вместе с материк Евразию …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.